?

Log in

Previous Entry | Next Entry

…Тут меня накрыло колосящейся в окрестностях густой исторической травой. Потому пока хочу поведать дивную, в самое сердце поразившую меня историю о двух заклятых друзьях и перипетиях отечественной истории. Герой-Повстанец и Подлый Предатель, они же Злодей Государственный Преступник и Государственный Муж-Реформатор. Шерочка, блин, с машерочкой. Высокие, высокие, высокие отношения.

Итак, Петербург, декабрь 1825 года. Два друга - Евгений Оболенский и Яков Ростовцев - живут на одной квартире, служат в одном месте - адьютантами у начальника штаба генерала Бистрома.

Александр Первый умер; странное время междуцарствия; непонятно, кто будет царем - Константин или Николай. Друг Оболенский, между прочим, уже несколько лет как один из основателей и лидеров Северного тайного общества; у него постоянно собираются офицеры и ведут странные горячие споры - так что друг Оболенский часто просит друга Якова выйти из комнаты, и тот смиренно выходит.

Ростовцев подозревает, что друг влез в какой-то заговор и что-то замышляет против правительства.
Оболенский успокаивает его и отшучивается: великого князя Николая Павловича, мол, не люблю, ну это и все;
Ростовцев не отстает и умоляет себя не губить: Князь, ты увлекаешься, ты можешь сделаться преступником. Но я употреблю все средства, чтобы спасти тебя! Я намерен спасти тебя и других! Силой!
Оболенский опять отшучивается - у нас, мол, одни разговоры;
Ростовцев предупреждает, что намерен пойти к великому князю Николаю и Все Рассказать;
(Кондратий Рылеев, которому Оболенский все это рассказывает, собирается предполагаемого предателя то ли остановить, то ли - все на взводе уже - даже убить; Оболенский его отговаривает).
Оболенский опять отшучивается: "Что же ты сумеешь сообщить великому князю, кроме твоих смутных подозрений? Я пророчу тебе, милый Яков, крепость — куда засадит тебя Николай Павлович за нелепицу, за бред — и тогда ты принудишь меня идти освобождать тебя из заточения поневоле»."

…Ростовцев мучается, мучается, идет и Все Рассказывает о Безымянной Угрозе (никаких имен он не называет), о Страшном Заговоре Против Правительства (патетически, со слезами и объятиями с будущим императором). Потом идет обратно на квартиру к Рылееву (зачем? зачем? зачем? что он там забыл?) - объявляет, что Все Рассказал и готов Подвергнуться Мести за Исполнение Священного Долга.
Тут уже Оболенский хочет его задушить; теперь Рылеев его останавливает: Нет, Ростовцев поступил сообразно своему долгу совести, рисковал жизнью, идя к великому князю, вновь рискует, придя к нам, обними его, друг Евгений, как благородного человека!
Друг Евгений обнимает друга Якова (все также желая задушить);
Все расходятся. Опера, блин, "Дон Карлос", акт второй!

Во время восстания декабристов Ростовцева заносит на Сенатскую площадь; тот пытается на месте сагитировать восставших солдат разойтись, и - разумеется - натыкается на Оболенского. Оболенский дает ему пощечин; солдаты дают Ростовцеву прикладом по голове. После чего Оболенский изымает у солдат бездыханное тело, платит извозчику и отправляет тело домой.

Акт..не знаю, пятый. Проходит тридцать с лишним лет. Один - генерал, государственный чиновник с большой карьерой, другой - никто, государственный преступник после каторги, тюрьмы, ссылки, амнистии и т.д. Большой Чиновник Ростовцев пишет амнистированному преступнику трогательно-слезное письмо, спрашивая:  может быть, давай (опять?) дружить через тридцать лет и пол-жизни? п-пожалуйста? Притом сам отправить боится, передает через (бывшего) общего друга князя Голицына.

Оболенский отвечает: нисколько не сомневайся в моем теплом дружеском расположении, я хранил и храню к тебе те же чувства любви и уважения, верил и верю, друг Яков, в чистоту твоих намерений и побуждений, чувства мои к тебе не изменились и не изменятся. (Я бы, в данной ситуации получив такое письмо, подумала, что Оболенский издевается. Нет, он всерьез).

Ростовцев на радостях кидается  - девятьсот верст туда и обратно ради нескольких часов разговора - к старому другу в Калугу. Трогательное примирение. Переписка.
(Другие вернувшиеся из Сибири декабристы этой переписки Не Одобряют. Потому что прощать и не держать зла - это, конечно, хорошо - но не до такой же степени?!)

Ростовцев пытается оправдаться перед старым другом, по пунктам разбирая все то, в чем его в "Колоколе" обвиняет Герцен: про меня пишут, что я-де обирал офицеров на свой юбилей, а дело было совсем не так, они сами собрали деньги; я-де написал, что вместо совести человеку нужно высшее начальство, а я ведь совсем другое написал…. - как будто старый друг не преступник на амнистии, лишенный титула и права быть на государственной службе, а Государь Император, от которого зависит ростовцевская карьера и благополучие. (Притом не известно, чтобы Оболенский Ростовцева о темных сторонах его биографии спрашивал; вполне возможно, что нелегальный "Колокол" он вообще не читал). Ростовцев шлет Оболенскому курьеров с конфиденциальными документами о крестьянской реформе, письма с уверениями в вечной любви, дружбе и преданности: один ты меня понимаешь, друг Евгений, твое возвращение и твоя дружба разлили и новый свет, и новое тепло на мое существование, твой всегда Иаков, друг твой навсегда.

Оболенский отвечает ему так же тепло, умоляет не оставлять усилий при подготовке отмены крепостного права, пересылает ему прошения об устройстве судьбы, карьеры, исправлении послужного списка, получении пенсии и проч. от многочисленных просителей; Ростовцев старательно отчитывается, чего смог и чего не смог добиться. И изо всех сил продвигает неповоротливую крестьянскую реформу, на этом, в том числе, надрывается и сильно заболевает.

Ну и последнее письмо Оболенский отправляет Ростовцеву в день его смерти - о том, понятно, еще не зная…

Финита. Опера героически-драматическая. Восторженный предатель делает карьеру, становится реформатором, притом не может обойтись без дружбы и одобрения старого друга. Мысли государственного преступника об освобождении крестьян читает император Александр Второй ("проекты" Оболенского передавал императору тот же Ростовцев), принимает к сведению, отправляет письмо обратно Оболенскому. Через год выходит манифест об отмене крепостного права - Ростовцев оказался одним из главных авторов и "двигателей" этой реформы.

...Эта история вынесла мне моск. Я не знаю, какой из этого можно сделать вывод, кроме того, что 1) в России нужно жить долго, авось что из жизни и выйдет, правда, совсем не то, что вы предполагали 2) никакой писатель не выдумает тех страстей и той развесистой клюквы, которой так богата история.

Этот пост посвящается Натали, которая выдала мне биографию этого блаженного, и Кири, снабдившей меня книжкой переписки Оболенского и Ростовцева:)

Comments

( 83 comments — Leave a comment )
kemenkiri
Feb. 21st, 2016 02:00 am (UTC)
"в России нужно жить долго, авось что из жизни и выйдет, правда, совсем не то, что вы предполагали"

Вот это точно. Золотыми буквами куда-нибудь!
(Deleted comment)
istarni
Feb. 21st, 2016 01:50 pm (UTC)
Вона в каменте ниже подсказывают, что это уже кто-то великий раньше сказал. Но…ведь действительно, так вывернется, как не сможешь себе представить никогда!
myrngwaur
Feb. 21st, 2016 08:23 am (UTC)
По-моему, как раз довольно понятная история. Просто это дворянство головного мозга в особо острой форме у всех участников отношений.
istarni
Feb. 21st, 2016 01:49 pm (UTC)
Ну, если в первой части истории действительно ночевали Дворянские Долг и Честь, а также Рррромантизм (про Рылеева известно; Ростовцев, вон, тоже трагедии писал), то вторая часть, имхо, все-таки не только дворянством головного мозга объясняется. Иначе бы она свидетелям-дворянам (прочим декабристам) не выносила так мозг:)
Хотя, признаюсь, когда я в первый раз прочла это первое письмо с предложением о возобновлении дружбы - "любезнейший друг, нисколько не сомневайся в моем теплом дружеском расположении через тридцать лет разлуки" - у меня тоже была первая реакция: это, наверно, такой стиль эпохи! обороты речи! рромантизм! они не могли ТАК всерьез!
Но эти, полагаю, могли:)
odna_zmeia
Feb. 21st, 2016 09:48 pm (UTC)
Имхо, нет, во всяком случае не в отношении Оболенского. Он в Сибири женится на вольноотпущенной крестьянке, и ему нормально, более того, ему непонятно, как можно иначе. У него сословных представлений вообще удивительно мало, там, по-моему, не дворянство головного мозга, а христианство головного мозга, вот такой уж человек...
istarni
Feb. 21st, 2016 10:24 pm (UTC)
Да, это, кажется, оно, христианство головного мозга, от которого регулярно выпадают в осадок его товарищи (Пущин и его моральная травма от женитьбы Оболенского, и Трубецкие в письмах ему выговаривают за то, что нельзя, "недолжно опускаться со степени высшего образования до низшего" и довольствоваться обществом добрых людей, но простых - это когда его отправляют на поселение изначально в какую-то глушь (Туринск? Турухтайск? Ту-что-то-там?) , а Трубецкие пытаются выцарапать его оттуда и убеждают хоть подать прошение о переводе поближе к Иркутску, а не оставаться в этой деревне, потому что ему "и там среди добрых людей хорошо").

Но тут меня еще Ростовцев удивил. Вроде - большой чиновник, полный генерал, семья и (по всем воспоминаниям) два замечательных сына - что ему, мало было выражений почтения, любви, ласки? Нет, обязательно нужно примирение? дружба? доброе отношение? старого друга, с которым они тридцать лет назад расстались на стадии *один донес, другой собрался убивать (правда, потом спас если не жизнь, то здоровье - на Сенатской)*. И как он потом мчится в эту Калугу и в эту дружбу и переписку сильно вкладывается.

*Ты видишь?! Йа официально упоролась! Спасибо тебе, кстати, что выдала мне биографию этого блаженного!:)*
(no subject) - odna_zmeia - Feb. 21st, 2016 11:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Feb. 23rd, 2016 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - istarni - Feb. 23rd, 2016 11:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Feb. 24th, 2016 05:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Feb. 24th, 2016 06:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - istarni - Feb. 28th, 2016 01:33 pm (UTC) - Expand
myrngwaur
Feb. 22nd, 2016 08:22 am (UTC)
Ну, я тут как раз не про "барство" совсем, а скорее про некоторое количество остро рафинированных представлений о чести/достоинстве/лояльности/верности слову и прочих вот этих штуках.
lubelia
Feb. 21st, 2016 08:57 am (UTC)
Да.
Меня тоже страшно прет от этой истории - ровно потому что в итоге из этих двух жизней вышла польза Отечеству - такая и так, как они оба не могли предположить в 1825-26, но несомненная.
istarni
Feb. 21st, 2016 01:45 pm (UTC)
….И обнялись и рыдали друг у друга на груди!
Меня очень сильно трогают такие истории - раскаяния, либо примирения, либо любви и дружбы, не прекращающейся в самых странных обстоятельствах.
И, действительно, польза Отечеству. И даже имеется душка царь, читающий проекты (бывших) заговорщиков о реформе…(правда, через тридцать лет и царь другой, но!)
(а Оболенский в Калуге вывешивает вензель Александра в день его тезоименитства!)
(no subject) - lubelia - Feb. 21st, 2016 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - istarni - Feb. 21st, 2016 10:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lubelia - Feb. 21st, 2016 02:01 pm (UTC) - Expand
istanaro
Feb. 21st, 2016 10:17 am (UTC)
Ну ничего себе! И не знал, что отношения могли так развиваться (пытаюсь представить, могло ли подобное случиться при других обстоятельствах -- и не вижу вариантов...).
istarni
Feb. 21st, 2016 01:52 pm (UTC)
Да, уже поколение позже - и размежевание было значительно более сильным; и по сословию, и по мировоззрению, и по ожесточенности: чтобы какой-нибудь народоволец переписывался с правительственным чиновником о судебной или военной реформе - сложно себе представить!
vladimir000
Feb. 21st, 2016 10:34 am (UTC)
А почему "Восторженный предатель делает карьеру" - предатель? В обществе не состоял, пошел не в полицию а к самому большому начальству рассказать о подозрениях, хотел за все хорошее против всего плохого.

Как-то разговор Достоевского с Сувориным напоминает:
http://wyradhe.livejournal.com/160572.html

Тоже человек боится делать совершенно оправданное и необходимое дело потому что запачкается общением с государевой спецслужбой - но здесь и такого даже не возникает:(
istarni
Feb. 21st, 2016 01:31 pm (UTC)
Ну, с "предателем" я, наверно, погорячилась - сложно предать то дело, в котором ты изначально НЕ состоишь - но доносчиком его вполне называли, и Ростовцев в том числе по этому поводу хотел оправдаться перед Оболенским (хотя тот его доносчиком и не считал).
Но вообще странная и мутная это история, и спасибо за ссылку - очень в тему. В этом поколении "либералы" и "государственники" еще не совсем разошлись, а чем дальше - тем больше.
vladimir000
Feb. 21st, 2016 02:12 pm (UTC)
Да, доносчиком он был почти 100%.
kemenkiri
Feb. 22nd, 2016 10:02 am (UTC)
Кстати, сейчас вот ровно опустила нос на минутку в книжку Ильина - он цитирует показание Оболенского, что мол, принял в общество Ростовцева 27 ноября потому что "он Поэт" и "любовь к родине соединяется в нем с пылкостью воображения"...
(И Ильин считает, что можно на это показание опираться).
...И ох да, похоже, соединяется, только О. даже представить не мог ту форму, в который выразится эта пылкая любовь к родине...
(no subject) - istarni - Feb. 23rd, 2016 11:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kemenkiri - Feb. 24th, 2016 09:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - istarni - Feb. 24th, 2016 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kemenkiri - Feb. 24th, 2016 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - istarni - Feb. 24th, 2016 11:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Feb. 27th, 2016 06:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - istarni - Feb. 28th, 2016 01:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Feb. 28th, 2016 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - istarni - Feb. 28th, 2016 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Feb. 28th, 2016 02:08 pm (UTC) - Expand
zero2005
Feb. 21st, 2016 03:00 pm (UTC)
Угу. Естьизменить политический режим в соответствии со своими представлениями о прекрасном и правильном хотим, в хлеб способность изменить его своими силами не верим, 14 декабря выступаем на четыре стороны в одно лицо не делаем ничего, что могло бы принести результат, зато делаем все, чтобы подставиться лично... но если вдруг личные цели не расходятся с намерениями начальства или начальство просто не смотрит в нашу сторону - становимся внезапно результативными... И, конечно, ценим дружбу, потому что когда самореализация невозможна - взаимные поглаживания наше все.
Всех убить хотя всемирный потоп уже отменили...
istarni
Feb. 21st, 2016 03:39 pm (UTC)
Ох, может, я тебя неправильно поняла - но вот хочу сказать: - даже не "Медвед, ты как честный и умный Медвед слишком суров", а "ладно, твои действия по пунктам?"
Ну…лузеры. Феерические. Так просрать 14 декабря - это нужно, если честно, уметь (впрочем, Николай, с другой стороны чуть не просравший престол, выглядит не сильно профессиональнее, там со всех сторон какой-то дикий, невообразимый бардак, перемежающийся рыцарскими жестами, объятиями и рыданиями на груди); - как потом заметил, кажется, Кюхельбекер - "Поздравляю, господа - первый в России неудавшийся государственный переворот!"
И вот ты проимел свою жизнь (и ладно бы только свою), дело, карьеру, возможность самореализации, чистую совесть, иээээээ как быть, что делать? (Хотя от дружбы этих двоих и государственному делу пошло на пользу).

Нет, я понимаю, что можно *всего-лишь* не быть лузером с самого начала. Но посколько отечественная история чаще всего дает вводные вида "просрали все, что имели, взяли в долг и просрали это тоже", то пример формата "как остаться человеком, проимев свою жизнь" мне лично кажется…ну, хотя бы достойным памяти.
(no subject) - zero2005 - Feb. 21st, 2016 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fredmaj - Feb. 21st, 2016 08:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zero2005 - Feb. 21st, 2016 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fredmaj - Feb. 21st, 2016 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zero2005 - Feb. 21st, 2016 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - istarni - Feb. 21st, 2016 10:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zero2005 - Feb. 22nd, 2016 11:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - zero2005 - Feb. 22nd, 2016 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - istarni - Feb. 23rd, 2016 11:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zero2005 - Feb. 24th, 2016 08:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - naiwen - Feb. 23rd, 2016 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - istarni - Feb. 23rd, 2016 11:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - odna_zmeia - Feb. 21st, 2016 10:47 pm (UTC) - Expand
Все не влезло:) - odna_zmeia - Feb. 21st, 2016 10:48 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - istarni - Feb. 21st, 2016 10:53 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - odna_zmeia - Feb. 21st, 2016 11:09 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - istarni - Feb. 21st, 2016 11:32 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - odna_zmeia - Feb. 21st, 2016 11:42 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - fredmaj - Feb. 22nd, 2016 12:09 am (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - odna_zmeia - Feb. 22nd, 2016 12:21 am (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - istarni - Feb. 22nd, 2016 10:48 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - odna_zmeia - Feb. 22nd, 2016 11:04 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - istarni - Feb. 23rd, 2016 07:59 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - istarni - Feb. 23rd, 2016 08:05 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - odna_zmeia - Feb. 23rd, 2016 08:36 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - odna_zmeia - Feb. 23rd, 2016 08:44 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - odna_zmeia - Feb. 23rd, 2016 08:49 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - istarni - Feb. 21st, 2016 11:24 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - istarni - Feb. 21st, 2016 11:31 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - odna_zmeia - Feb. 22nd, 2016 12:03 am (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - fredmaj - Feb. 22nd, 2016 12:06 am (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - naiwen - Feb. 22nd, 2016 09:37 am (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - istarni - Feb. 22nd, 2016 11:13 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - naiwen - Feb. 23rd, 2016 07:32 am (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - naiwen - Feb. 22nd, 2016 09:35 am (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - istarni - Feb. 22nd, 2016 10:53 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - odna_zmeia - Feb. 22nd, 2016 11:06 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - istarni - Feb. 22nd, 2016 11:23 pm (UTC) - Expand
Re: Все не влезло:) - naiwen - Feb. 23rd, 2016 07:49 am (UTC) - Expand
amarinn
Feb. 21st, 2016 03:06 pm (UTC)
Да. Прям-таки представляю, что из этого сюжета сделал бы Дюма-пэр:)
istarni
Feb. 21st, 2016 03:31 pm (UTC)
Д-да, мыльная опера с благородным оттенком безумия и трэша:)
hild_0
Feb. 21st, 2016 08:45 pm (UTC)
Знаешь, может, действительно теплые чувства, сохранившиеся не смотря на все обстоятельства, ощущение вины - и по рассказу твоему еще такое чувство, что Оболенский для Ростовцева как бы критерий честности, порядочности, не знаю. Возможно как раз из-за всего пережитого.
istarni
Feb. 21st, 2016 10:39 pm (UTC)
Да, мне тоже так показалось - про некий критерий порядочности. Ну и…не знаю, перед собой оправдаться (как минимум, за то, что он хорошо вложился в …не самый веселый исход судеб бывших друзей), душой отдохнуть.
lubelia
Feb. 23rd, 2016 12:12 pm (UTC)
А про чувства и квенту-то когда будет?:)
magict30p
Feb. 23rd, 2016 05:20 pm (UTC)
ТОП: 20:20 (московское)
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 1-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
ymachka_snow
Mar. 5th, 2016 01:50 am (UTC)
Хай! Давно не общались, как дела?)
( 83 comments — Leave a comment )