?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про недавнее время

Здесь разные люди - и мои друзья - вспоминают совсем недавнее время, лет двадцать назад. Не войну, не блокаду, не тридцатые - начало девяностых, а истории про голод и предголодье.
Как же это близко. Я этого ничего особо не застала просто потому, что только родилась в девяностом году, и было у меня, в общем, очень счастливое детство.
Хотя кое-что запомнилось.

Это был уже год девяносто пятый или шестой, мне было, соответственно, пять или шесть лет. Денег у нас не то чтобы СОВСЕМ и ВСЕГДА не было, но конкретно в ту неделю - или в тот месяц, или в то лето, не помню - не было. Я была с бабушкой на даче, мама приезжала на выходные, привозила какие-то продукты и денег на неделю.
У меня была подружка - Нина с Вишневой улицы - и дом у них был побольше, двухэтажный, с отоплением и телевизором, и к чаю у них были шоколадные конфеты, чернослив в шоколаде. В дождь мы в основном сидели у нее - это был дождливый июнь - и я после многих чаев у нее решила пригласить ее к нам на чай. На сладенькое - бутеры с маслом, посыпанные сверху сахаром, мое самое частое лакомство к чаю. В общем, я ей разрекламировала эти незамысловатые бутерброды, и мы пошли к нам пить чай - точней, просить у бабушки, чтобы она налила нам чай. Потому что вот, я пригласила подружку Нину. На сладенькое - бутеры с маслом и сахаром. Бабушка была не в восторге, но намазала нам два бутерброда, посыпала сахаром, сама от своего бутерброда отказалась, смотрела, как мы пьем чай.

Нина ушла, и бабушка высказала мне все, что об этом думает. - Тебе нужно было сначала спросить меня, прежде чем приглашать гостей. А если бы у нас не осталась масла? Сейчас хватило, а тебе до конца недели на сладенькое есть хлеб с сахаром без масла. А если бы не хватило - ты меня понимаешь - тебе бы нужно Нине намазать, а себе так есть, без масла. Раз уж пригласила.
Это был суровый урок вежливости девяносто пятого года.

...Это просто я вспомнила эту историю, думая о том, почему это у меня - и я знаю, что у многих моих ровесников и друзей постарше - в глубине сидит ощущение, что мир очень непрочен, и в каждый миг может развалиться, обрушиться в хаос и мрак, и планировать что-то нельзя, потому что не сбудется; и все равно окажется хуже, чем есть - а у моих друзей-европейцев такого нет, вот точно нет.
А в самом деле, с чего бы. 

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
elven_luinae
Jun. 20th, 2015 08:39 pm (UTC)
Да, есть такое. Ощущение расшатанности мира в глубине, несмотря на всю внешнюю гладкость его конструкций, в общем-то, его даже несколько поколений ощутить успели. Я - да, а вот моя сестра (1994 г.р) - уже, к счастью, нет.
Очень странно сейчас вспоминать: в детстве дарили что-то (блокнот, жвачку) - и тебя ужасом накрывало: ого, как люди-то потратились! Такое непрекращающееся чувство стыда.

С другой стороны - вот сейчас ты рассказала историю, и вспомнилось мне, как дальний знакомый, мой ровесник, уверял, что это время лихих голодных лет отфильтровало "интеллигентствующее быдло" от настоящих, чОтких посонов. И что нормальный человек как раз должен бы сейчас кайфовать, а если не кайфует от чувства твердой почвы под ногами - то увы, несчастный человек. Подумала тогда, что вот это включающееся временами чувство хрупкости мира - ничуть не признак слабости, это в худшем случае внутренний датчик, включающий режим "забытой в куртке десятки". В лучшем и из него можно извлечь пользу, учась сравнивать обстоятельства и делать выводы. Всяко полезнее, чем чОткое посанство.
istarni
Jun. 21st, 2015 01:12 pm (UTC)
А у твоей сестры этого нет? - круто, мне кажется, это очень круто и весьма полезно в жизни:)
Я согласна, кстати, про внутренний датчик. Это, в том числе, дает перспективу, помогает не заморачиваться какими-то мельчайшими проблемами и радоваться тому, что есть… Я вовсе не к тому, что нужно обязательно Благородно Страдать, для того чтобы потом Просветлиться и Понять Как Устроен Этот Мир…просто если уж так получилось и это ощущение хрупкости мира УЖЕ есть - то можно попытаться использовать с толком и его.
right_to_cry
Jun. 20th, 2015 08:47 pm (UTC)
Про продукты совсем ничего не помню, врать не буду, зато коммуналку из памяти не вытравить никаким дустом :)
istarni
Jun. 21st, 2015 01:09 pm (UTC)
Не, коммуналки я никогда особо не видела (только когда к тете в гости ездила - они жили в комнате в коммуналке, но достаточно быстро переехали в весьма хороший дом на ул. 1905 года)…но, полагаю, это действительно не забывается.
(no subject) - right_to_cry - Jun. 21st, 2015 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - istarni - Jun. 21st, 2015 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - right_to_cry - Jun. 21st, 2015 01:17 pm (UTC) - Expand
julia_monday
Jun. 20th, 2015 09:43 pm (UTC)
А у меня было вполне благополучное детство, как выяснилось. Ну мяса иногда не было, да. Ну хотелось всякую яркую разноцветную хрень, а родители не позволяли. Но чтобы хотелось хлеба или масла не было... более того, оба первых компьютера у меня появились в 90-х - в 90-м и в 96-м.

Edited at 2015-06-20 09:44 pm (UTC)
istarni
Jun. 21st, 2015 01:08 pm (UTC)
Да у меня тоже оно воспринималось абсолютно благополучным:) Это постфактум вспоминаешь школьные годы родные - когда у меня были ОДНИ джинсы, единственная одежка, в которой можно было показаться в школе, и я носила эти штаны круглый год до того, как они распадались на части, потом сама креативненько пришивала к ним разноцветные заплатки и носила еще (в то время как мама уже умоляла меня выкинуть эти джинсы)….И ничего, хорошо.
И компьютер у мамы появился, думаю, в 96-97 году - она была бухгалтер и на нем работала дома.
(no subject) - julia_monday - Jun. 21st, 2015 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - istarni - Jun. 21st, 2015 01:47 pm (UTC) - Expand
semiliranda
Jun. 21st, 2015 12:00 am (UTC)
И у тебя тоже это чувство...
istarni
Jun. 21st, 2015 01:05 pm (UTC)
…И притом, что я в самые, ээээ, задорные годы была младенцем и просто по причине возраста не могу этого помнить!
А скажи, у тебя вот это чувство тревожности - оно усилилось, уменьшилось, исчезло, как-то изменилось после переезда в Европу?
(no subject) - semiliranda - Jun. 21st, 2015 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - istarni - Jun. 21st, 2015 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - semiliranda - Jun. 30th, 2015 09:09 pm (UTC) - Expand
elven_gypsy
Jun. 21st, 2015 12:24 am (UTC)
У нас все нормально было с едой, но с водой и светом - муахаха. Каждый день блэкаут... Соседи с чайниками: можно у вас на газе воды вскипятить?.. Костер во дворе соседнего дома в одну прекрасную осень, когда отопление не давали и не давали. Это нам еще с мэром повезло, да. А еще дефолт, конечно же. Заморозка всех счетов в день смерти деда - пароходство с НИИ выкрутилось, устроили похороны за свлй счет, поминки на борту судна. Не, у меня к тем, кто страну разваливал тогда, свой счет, и никогда я не поверю, что это мы так к свободе и демократии шли.
istarni
Jun. 21st, 2015 01:03 pm (UTC)
Ну, насколько я помню (все ж была младенец, потом деть) с водой и светом все было более-менее нормально, а вот с едой…У мамы есть несколько коронных историй про то, как она радовалась крикливости меня-младенца: потому что в многочасовых очередях за гуманитарным сухим молоком (одна банка в одни руки), где стояли мамочки с младенцами со всего района, я немедленно начинала орать как резаная, все долго не могли этого выдержать, пропускали маму с орущим младенцем, она получала свои две банки на себя и на меня, выходила, младенец моментально затыкался…
Нну, как-то свобода-демократия особо и не прижилась (….С ЧЕГО БЫ, в общем)
(no subject) - elven_gypsy - Jun. 21st, 2015 01:22 pm (UTC) - Expand
morra_winter
Jun. 21st, 2015 12:49 am (UTC)
Есть такое ощущение, хоть я из поколения вашей мамы. И, пожалуй, внутренняя готовность к тому, что звездец может случиться в любой момент.
90-е вспоминать не хочу. Одним из самых неприятных симптомов недоедания были мелкие трещины на кончиках пальцев, которые появлялись зимой от холода и не заживали неделями.

Edited at 2015-06-21 12:50 am (UTC)
istarni
Jun. 21st, 2015 01:00 pm (UTC)
Ох, жуть - про зиму и холод:(
Ну, про поколение моей мамы это еще менее удивительно - взрослым приходилось _участвовать_ в этом празднике жизни ради жизни-выживания себя и своих родных….А я-младенец просто не успела много чего застать по возрасту, а ощущение внезапного звездеца все равно есть - хотя я вот сейчас живу в Вене, где не случается НИЧЕГО и НИКОГДА, все предельно мирно, спокойно и уютно. А ощущение непрочности мира - есть...
apollo1975
Jun. 21st, 2015 06:23 am (UTC)
Нет, хоть я и старше, но такого не было. Не помню такого. Были пустые пОлки в магазинах и кроме хлеба и сахара покупали ещё и мешки с мукой и мешки с сахаром. Но вот в крупных городах было тяжелей, там же все на магазинах жили.
istarni
Jun. 21st, 2015 12:55 pm (UTC)
Ну, у каждого, понятно, по-разному. И у меня самой детство воспринималось как совершенно счастливое и благополучное - и вот только постфактум думаешь, как_близко_ если не голод и предголодье, то страх голода, недостатка, невозможности найти или достать (те же пустые полки в магазинах)…И это все как-то воздействует на личность.
indraja_rrt
Jun. 21st, 2015 01:23 pm (UTC)
:(
Могу представить, но никогда лично не приходилось так жить... Хотя знаю, что и у нас у кого-то были голодные времена. У меня просто монотонно было - вечную перловую кашу с ногой и горохом помню с времён экономической блокады и прочего: она и приелась, и всё-таки иногда по ней тоскую. Вот овощей и фруктов куда меньше теперешнего было, да (у нас нет деревни и дачи). И съедобным творог тоже стал не сразу, а всякие йогурты появились позже. В том смысле, что еда была, но глаза-зубы у меня при начале быстрого роста совсем посыпались...

А вот холодно было, дааа. Сидели на уроках прижавшись друг к другу, так как нефть нам за стремление к самостоятельности прикрыли, живите сами :) .
Но вот на ум не приходило бы жалеть хоть о чём.

Edited at 2015-06-21 02:53 pm (UTC)
istarni
Jun. 21st, 2015 07:32 pm (UTC)
Мне кажется, это самое ценное. Я тут в каментах и выше, и ниже писала, что у меня не было субъективного отношения, что бедно, или нехватает чего-то, или пожалеть о чем-то. Но то у меня-младенца, а многих моих друзей-постарше, конечно, это время не пожалело.
(no subject) - indraja_rrt - Jun. 21st, 2015 08:11 pm (UTC) - Expand
palm_on_ice
Jun. 21st, 2015 02:55 pm (UTC)
У меня это время вспоминается, как очень трешовое, холодное и голодное. И без горячей воды, и без отопления, и жрать нечего, и вечный вопрос "что бы придумать одеть, чтобы не выглядело совсем рванью?" + всякие свои личные подростковые проблемы + развод родителей + всякий треш в семье из-за развода и нехватки денег и... какая-то жуткая безнадега в голове. Фурункулез и чесотка из-за недоедания, вечное "хочу спать" и "кружится голова". Никуда не уехать, учеба кажется бесполезной, тлен и безысходность. Как-то так. Но это просто я эмоциональная и впечатлительная. Еще мне особо "повезло" оказаться в 90-ые сначала в поселке Псковкой области, потом - вообще в Североморске, где в квартире иней на окнах внутри и газ еле идет. Самый ужас для меня был в Североморске, конечно. "Планета земного типпа, система жизнеобеспечения отказала, космолет за нами не прилет." >_< В Москве лучше было, у меня мама как раз в 96ом уехала работать в Москву - и на ее зп вот как раз можно стало позволить себе половинку куриного окорочка и самую необходимую одежду с расчетом, что носить очень бережно и пока не развалится.
istarni
Jun. 21st, 2015 07:30 pm (UTC)
…А у меня - знаешь, забавно. Время ощущается как домашнее, книжное, дачное, счастливое - да, у меня было очень счастливое детство - но это мне ОЧЕНЬ повезло с непосредственным окружением, мама, бабушка, дедушка и мамины друзья - и потом мои друзья:) Это потом уже постфактум думаешь - вот эта история с сахаром, и то, что в скаутские лагеря меня мама изначала отправила именно потому, что на обычные денег не хватало (а было так круто! каждые каникулы в скаутском лагере, спать на полу в спальниках, есть черти что, круто, в поездах на юг не брать белья, круто!), и то, что в мои 13-14-15 лет (это было уже начало двухтысячных) папа на день рожденья торжественно вел меня вел на ВВЦ и в павильончике покупал мне Джинсы Как Большой Подарок на День Рожденья, и в этих штанах я ходила в школу весь год и снашивала их до заплат, т.к. других модных штанов не было…(а то, что дочке можно покупать штаны чаще чем раз в год…ладно, спасибо, что раз в год дарил)
И то, что до конца школы (это 2007) зайти в "Зару" на Тверской было невозможно - невозможной роскоши бутик, и "Шоколадница" казалась просто эталоном светской жизни, куда опять же, не зайдешь.

И при этом я не выросла с ощущением, что мы какие-нибудь там бедные. А моя подруга Рита, у которой семья была побогаче моей, которая в школе ездила в языковой лагерь в Болгарию-Словакию-Венгрию - выросла и очень этим тяготилась. Но там была токсичная мама, которая любой запрет обосновывала "мы не можем себе этого позволить".

Что ты рассказываешь - такой трэш и ужас, особенно Североморск, неудивительно. что тебя колбасило:( Кстати - так вы там, как Медвед и его мама? Может, лучше в личку?
(no subject) - palm_on_ice - Jun. 21st, 2015 09:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - istarni - Jun. 22nd, 2015 07:47 pm (UTC) - Expand
( 30 comments — Leave a comment )

Profile

nerdanel
istarni
istarni

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com